В Вильнюсе на саммите "Восточное партнерство" разыгрались драматические события. Евросоюз при поддержке США делал там все, чтобы перекроить континент, лишить Россию союзников, прежде всего оторвать Украину. Номер не прошел. Владимир Путин заблаговременно выстроил такую международную комбинацию, которая естественным образом разрешилась по выгодному для России и Украины сценарию. Победа? Да, но лишь промежуточная. То, что произошло в Вильнюсе, — лишь начальный ход. Вся партия — впереди.
Пасмурный Вильнюс Януковича встречает готовым к бою. Когда президент безмолвно идет по алой, как на кинофестивале, дорожке, амбициозные евролидеры намерены если не уговорить, то заставить изменить принятое Украиной решение.
Главный еврокомиссар Баррозу с бокалом вина, затем сама Грибаускайте атакуют Януковича — ассоциируте Украину с ЕС. После подходит Меркель. Сделав глоток шампанского, канцлер, идет в наступление.
Битва аргументов теряет смысл, Меркель еще раз отпивает из бокала и дальше Януковича слушает без интереса. Осенний евроинтеграционный марафон для Украины окончен. Киевские оппозиционеры, прибывшие ЕС на подмогу, верить в поражение отказываются.
Руководителю фракции "Удар" в Раде Виталию Кличко, который уверен, что Украина должна быть в ЕС, в литовском сейме дарят галстук. Теперь на украинскую оппозицию на Западе делают ставки. Одинаково тепло в Вильнюсе принимают и умеренного Яценюка из "Батьковщины" и радикала Тягнибока, уверенного в том, что нацисты защищали Украину от евреев и русских. Тягнибок заявдяет, что "Евросоюз — это судьба Украины".
Второй и, как казалось, главный день саммита "Восточное партнерство" — пустая формальность. Евросоюз был готов забыть о принципах, если бы Янукович поддался давлению. Условие Ассоциации — освобождение Юлии Тимошенко — было главным, потом из списка требований исчезло. Позже еврочиновники снова заявили, что без свободной Тимошенко ничего бы не подписали.
Виктора Януковича отсадили подальше от трибун. В приветствиях еврокомиссаров об Украине — ни слова. Предварительные Соглашения об ассоциации с ЕС подписывают Молдавия и Грузия. Но здесь — никакой интриги. О планах сделать Кишинев своей провинцией в тот же день заявил Бухарест.
Армянскую делегацию комиссары ЕС демонстративно игнорируют. Армению, которая выбрала из двух союзов Таможенный, только вскользь критикует Херман ван Ромпей. Янукович по окончании саммита тут же улетает улетает в Киев, коротко ответив лишь на один вопрос репортеров.
"Мы найдем ответы решений финансово-экономических трудностей в разблокировании подписания Соглашения о стратегическом партнерстве с Россией. Все, что нам необходимо сделать для того, чтобы построить нормальные отношения в формате Украина — Россия — ЕС — это наша обязанность. Мы не закончили диалог. Он у нас продолжается, и для нас очень важно, что сейчас эта остановка и этот тайм-аут открывают нам новые возможности", — заявил Янукович.
В 900-страничном соглашении новых возможностей Янукович не нашел. Условия и ограничения ЕС превратили документ в макулатуру. Статья 39, согласно которой после Ассоциации Украина не имеет права участвовать в других интеграционных процессах, то есть о зоне свободной торговли и льготах на российском рынке Киеву предлагали забыть.
"Мы не хотим быть с протянутой рукой, нужно развивать отношения с Россией", — уверен глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.
Россия не участвовала в провальном саммите даже в качестве наблюдателя. Любые упоминания Украины об отношениях с нашей страной обычно сдержанный на эмоции комиссариат ЕС раздражали.
"Были разговоры о трехстороннем соглашении между Россией, Украиной и ЕС. Это недопустимо. В вопросах двухсторонних договоров третья сторона участвовать не должна — это вопрос принципа", — отметил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Евросоюз не хочет разговаривать с сильным объединенным партнером. Разговор об Украине с Россией для ЕС обречен на провал. 600 миллионов евро помощи, обещанные Евросоюзом, — ничтожная компенсация миллиардных потерь в случае отказа Украины от Евразийских льгот и рынков.
"Мы разочарованы, но мы уважаем украинский суверенитет, даже если мы не согласны с решениями, которые принимает страна", — сказал Пэт Кокс, глава наблюдательной комиссии Европарламента на Украине.
Евросоюз не единственный в списке разочарованных и даже не главный. Госдепартамент США выпустил специальное заявление о потерянных торговых преимуществах и безвизовом пространстве, при том что об отмене виз между ЕС и Украиной речи вообще не шло. Госсекретарь Джон Керри отменил визит в Киев, намеченный на начала декабря.
Особняком — Дэвид Кэмерон. Британского лидера в Вильнюсе старались не замечать. Кэмерон — первый враг евроинтеграции. Британия задыхается под лавиной иммигрантов из Восточной Европы.
Карикатура из The Independent, которую Грибаускайте Кэмерону до сих пор не может простить. Надпись на упаковке — "Дешевая рабочая сила. Два по цене одного. Сделано в Восточной Европе". И слоган: "Любой литовец помогает".
За время независимости из Литвы уехала пятая часть населения. Процесс называют не эмиграцией, а "эвакуацией". Многие бегут в Англию. Вместе с поляками литовцы делят уже истощенный британский рынок труда. Через месяц в Шенгенскую зону войдут Румыния и Болгария. Кэмерон в отчаянии предложил ограничить передвижение по Евросоюзу. Ему отказали. Решение Украины не ассоциироваться с ЕС премьер не комментировал. Вероятно, чтобы не сглазить.
|