После неудачи с «Южным потоком», который мог бы обеспечить Болгарии полную энергетическую безопасность, правительство страны вынуждено срочно решать задачи наращивания локальной газовой инфраструктуры для участия в нескольких региональных проектах. О них на ежегодной конференции Gas Infrastructure Europe (GIE), прошедшей в конце апреля в Дублине, доложила замруководителя Дирекции управления проектами в министерстве энергетики Болгарии Венета Цветкова, сообщает информресурс .
Энергетическая политика Болгарии в настоящее время ориентирована на проекты не слишком масштабные — в основном, с соседними странами, что выгодно всем сторонам, так как это означает безопасность энергопоставок для всего региона.
«Мы усвоили урок, что большие проекты могут не состояться — вокруг них слишком много геополитики. Сейчас наиболее приемлемым вариантом для нас будет создание недостающих звеньев с соседними странами. Соединительные трубопроводы нам нужны, и одной политической воли здесь недостаточно», — подчеркнула Цветкова.
К концу 2015 года будет закончен трубопровод, соединяющий газораспределительные сети Болгарии и Румынии. Он должен был войти в строй еще в марте прошлого года, но из-за ряда «узких мест» проект застопорился.
К концу 2018 года будет завершена «вертикаль» соединительных газопроводов Румыния — Болгария — Греция, рассчитанная на подачу каспийского газа из «Южного газового коридора». Через эту ветку Болгария сможет получить доступ также и к терминалам СПГ в Турции, Греции и Румынии.
Всего правительство Болгарии занимается сейчас параллельно четырьмя проектами межсистемных, или соединительных, трубопроводов (так называемых интерконнекторов). Главный из них — «Интерконнектор Греция — Болгария» (IGB), сооружение которого должно начаться в марте следующего года.
Болгарское правительство принимает меры по расширению подземного газохранилища в Чирене — в расчете на поставки природного газа из Азербайджана по межсистемному трубопроводу IGB (1 млрд кубометров с 2019 года). Сейчас пропускная способность этого газохранилища емкостью до 550 млн кубометров составляет 1-4,2 млн кубометров в день на выходе и 1-3,5 млн на входе.
В качестве еще одного возможного маршрута для каспийского газа и газа с действующих терминалов СПГ в Турции рассматривается вариант дополнительной трубы вдоль существующего Трансбалканского газопровода. По нему российский газ сейчас поступает к Турции.
Запланирована также соединительная ветка с Сербией. Как подчеркнула Цветкова, Сербия хотя и не входит в ЕС, но считает этот проект для себя таким же приоритетом, как и Болгария.
«Эта труба будет иметь важное значение и для Сербии, и для западных Балкан, так как она обеспечит доступ к каспийскому газу и СПГ. На данный момент мы никак не связаны физически с газотранспортной системой Сербии. Их импорт из России через территорию Украины идет по другому маршруту», — отметила в своем докладе Цветкова.
Проблемой может стать лишь финансирование этого проекта. Сейчас, по словам чиновницы, деньги выделены только на болгарский участок, и то немного, а для сербской территории финансирование пока не предусмотрено.
|